Всё о секретах программного обеспечения и онлайновых сервисов
Яндекс.Метрика

Мобильные эмуляторы

Как воскресить “Денди” и ZX Spectrum в телефоне

Восьмибитная игровая приставка Nintendo Entertainment System (NES), в  России более известная как “Денди”, и персональный компьютер ZX Spectrum вряд ли нуждаются в представлении читателям. Популярность этих устройств в свое время была настолько высока, что ее отголоски доносятся до нас до сих пор в виде различных программных эмуляторов, реализованных на всевозможных платформах, в том числе и на Java ME.

MobileZX

Сайт: mobilezx.sourceforge.net
Разработчик: Макс Селедон Коллинз (Max Celedon Collins)
Стоимость: бесплатно

Пожалуй, один из первых эмуляторов ZX Spectrum для Java-совместимых мобильных телефонов, поддерживающих спецификацию MIDP 2.0. Работает он исключительно с файлами формата SNA (так называемые snapshot-файлы, содержащие полную копию ОЗУ с каким-либо загруженным в нее ранее приложением), отыскать которые ярым поклонникам “Спектрума” не составит особого труда.

Эмулятор настолько примитивен, что начисто лишен каких-либо настроек, а добавление новых игр необходимо всякий раз производить вручную при помощи компьютера. Сам разработчик признает, что его детище пока явно далеко до идеала: налицо очевидные проблемы с производительностью эмулятора и управлением в играх, отсутствует хотя бы простенький файловый менеджер. По словам автора проекта MobileZX, предстоит еще кропотливая работа над программой и добавлением в нее новых возможностей.

В мире нет совершенства, но его отсутствие иногда идет на пользу делу.

Иначе, скажите, когда бы вам еще удалось хотя бы одним глазком взглянуть на любимую “Элиту” из ZX Spectrum на экране своего мобильника? А что до наличия многочисленных недоработок в эмуляторе, так можно при наличии необходимых знаний и энтузиазма, подключиться к этому проекту и привнести в него что-то свое новое, полагаем, автор будет не против.

ZXPlay

Сайт: cbn.narod.ru
Разработчик: Александр Воробьев
Стоимость: бесплатно

Начиная разговор о ZXPlay, необходимо сразу упомянуть о том, что в основе приложения лежит упомянутый выше эмулятор MobileZX от чилийского разработчика Макса Селедона Коллинза. Александр основательно доработал ядро эмулятора, добавив поддержку формата Z80 с архивами, включив функцию поворота экрана и оптимизировав код для ускорения работы программы. Чтобы воспользоваться эмулятором, необходимо предварительно проделать серию несложных подготовительных операций на компьютере – определиться с игрушками ZX Spectrum, вклеить их в JAR-мидлет и перенести его в память мобильного устройства.

Выборка игр в программе производится путем выбора пункта меню “Новая игра” и указания номера игры, под которым она была упакована в мидлете. Здесь же, в контекстном меню, доступны инструменты для переиначивания управляющих клавиш, настройки дисплея и его поворота на 90 или 270 градусов, определения производительности и ряда других параметров.

Есть даже пункт “Оптимизация”, призванный хоть на малую толику ускорить эмулятор на малопроизводительных телефонах. Правда, толку от него с гулькин нос, и недостаток быстродействия все равно ощутим в динамических игровых приложениях, насыщенных графическими элементами. Сам разработчик рекомендует не увлекаться настройками FPS (параметр, отвечающий за количество выдаваемых кадров в секунду) и мириться с задержкой в играх. Думаем, истинные ценители ZX Spectrum смирятся с этим неудобством – ведь искусство, пусть и мобильное, требует жертв.

Nescube

Сайт: rsm.pud.ru
Разработчик: Евгений Олександренко
Стоимость: бесплатно

Nescube – творение украинского программиста, сумевшего напичкать свой продукт внушительной функциональностью, не выходя за рамки стандартных классов второго профиля MIDP. Это значит, что эмулятор игровой приставки Nintendo Entertainment System должен запускаться практически на всех современных телефонах с Java и размером дисплея от 128х160 пикселей. Впрочем, чем больше разрешение экрана, тем лучше.

Помимо индивидуальных настроек эмуляции для каждой игры, Nescube поддерживает несколько видеорежимов, воспроизводит звуковые эффекты, умеет сохранять и восстанавливать игровое состояние, позволяет переопределять управляющие клавиши и просматривать информацию о загруженном игровом картридже.

Важно помнить, что перед копированием эмулятора в телефон необходимо сначала на компьютере “залить” в него игры (ROM-файлы с расширением .nes, представляющие собой образы картриджей) и хотя бы одним глазком пробежаться по документации к программе. Все дело в том, что без предварительного инструктажа разобраться в обилии настроек программы ой, как не просто.

В остальном, Nescube – отличный эмулятор NES с неплохой производительностью и завидными характеристиками. В следующей версии программы разработчик обещает полностью пересмотреть видеоподсистему эмулятора, избавиться от избыточной функциональности, запутывающей пользователя, и реализовать доступ к файловой системе телефона на основе стандарта JSR-75. Задумки неплохие. Только не приведет ли их реализация к тому, что Nescube станет коммерческим продуктом?

vNes

Сайт: vampent.com/vnes.htm
Разработчик: компания Vampent
Стоимость: 10 долларов США

И завершает наш обзор мобильных эмуляторов коммерческий продукт vNes, возвращающий к жизни приставку Nintendo за символические десять “зеленых” единиц. Можно, конечно, обойтись и без покупки программы, но в этом случае придется мириться с недоступностью функции загрузки/сохранения игровых позиций и временным лимитом, ограничивающим работу с приложением.

По аналогии с упомянутыми эмуляторами дистрибутив vNes требует предварительной упаковки игровыми картриджами, найти которые можно, вооружившись любой поисковой системой. Благо, файлов с расширением .nes присутствует в Сети предостаточно – ведь старания фанатов Nintendo не проходят даром.

Пользоваться vNes на удивление просто. При загрузке мидлета доступен выбор скопированных в него игр, для каждой из которых предусмотрены параметры дисплея (в окне или на весь экран), опции насыщенности цветов и контраста, настройки скорости работы эмулятора. Кроме того, пользователь вправе программным образом развернуть экран на 90 градусов для полноценного восприятия игрового процесса. Желающие могут переиначить настройки управляющих клавиш, хотя, на наш скромный взгляд, стандартные установки достаточно удобны.

Поддержка различных форматов экрана, сохранение и загрузка игр, высокая скорость работы и малый размер – что еще нужно для хорошего эмулятора Nintendo, тем более мобильного? Пользуемся.

***

Nintendo Entertainment System – восьмибитная игровая консоль, впервые представленная на японском рынке в 1983 году под названием Famicom (Family Computer). Будучи простой в настройке и установке, отличаясь невысокой стоимостью и огромным количеством игр, эта приставка совершила своеобразный фурор в игровой индустрии и, обойдя конкурентов, быстро завоевала популярность во многих странах мира, в том числе и в России. Период существования NES отметился небывалым количеством созданных для консоли игровых приложений, многие их которых получили свое продолжение на приставках последующих поколений и были портированы на другие платформы.

ZX Spectrum – персональный компьютер, созданный английской компанией Sinclair Research и снискавший особую любовь у пользователей в далекие 80-е годы. Использование самого популярного в то время и производительного восьмибитного процессора Z80, низкая цена, простота пользования и большое количество всевозможного программного обеспечения сделали это устройство крайне популярным в Европе. Изначально ZX Spectrum выпускался в двух вариантах – с 16 и 48 килобайтами памяти с уже прошитым в нее интерпретатором языка Basic, при этом в качестве внешнего накопителя использовался обычный кассетный магнитофон. Позднее на рынке появились модификации компьютера со 128 килобайтами ОЗУ, расширенной клавиатурой, встроенным звуковым сопроцессором и прочими техническими изысками.

Андрей Крупин
Опубликовано в журнале “проDigi”