Всё о секретах программного обеспечения и онлайновых сервисов

Безопасность детей в Интернете: проблемы и пути решения

О защите подрастающего поколения от таящихся в киберпространстве рисков в последнее время говорят много и часто. Заинтересованные в обеспечении безопасности находящихся в Сети детей общественные и коммерческие организации с завидным постоянством проводят конференции, организуют форумы и собирают круглые столы, на которых эксперты обсуждают проблематику построения защищенной цифровой среды и рапортуют о результатах противодействия распространению негативного контента в Рунете. На одном из таких профильных мероприятий, именуемом “Безопасный Интернет” и проведенном в начале марта при содействии компании “ВымпелКом”, посчастливилось поприсутствовать корреспонденту нашего портала.

Дискуссия, как и следовало ожидать, началась с освещения спектра рисков и угроз, исходящих из Интернета. К числу таковых специалисты отнесли сетевые ресурсы, пропагандирующие идеологии терроризма, насилия и экстремизма, а также мошеннические сайты, использующие фишинг-атаки, вводящие пользователя в заблуждение и распространяющие вредоносные файлы с целью кражи конфиденциальной информации. Не остались в стороне порталы, на страницах которых размещен откровенно аморальный либо незаконный контент. По мнению Антона Кузнецова, заместителя начальника Управления “К” БСТМ МВД, обилие не вызывающих доверие ресурсов связано с анонимностью Интернета, создающей у некоторых людей ощущение безнаказанности и безответственности.

Говоря о проблемах обеспечения безопасности детей в Сети, присутствующие на заседании спикеры прежде всего акцентирование внимание на крайне низкой заинтересованности властей в мероприятиях, посвященных противодействию незаконным действиям в Сети. “Если в странах Евросоюза данная проблема поднята на очень высокий уровень и освещается достаточно широко, то в России никаких государственных программ по данному вопросу не проводится”, – посетовала Галина Солдатова, директор Фонда развития Интернета, подчеркнув, что проблема касается всего общества. Вторым важным фактором, затрудняющим решение задачи, по словам эксперта являются скромные масштабы проводимой в настоящий момент просветительской работы не только с детьми, но и с родителями и педагогами. “По уровню интернет-образованности взрослые значительно отстают от молодых людей, – говорит Галина Владимировна, – и очень важно не допустить огромной пропасти в знаниях между двумя поколениями”. Наконец, третьей проблемой, стоящей на пути к созданию защищенной цифровой среды, участники круглого стола назвали нынешнее нормативно-правовое регулирование, инертность которого не позволяет соответствующим инстанциям мгновенно реагировать на всплывающие во всемирной Сети проблемы безопасности.

Немало внимания на круглом столе было уделено итогам 2009 года, объявленного годом безопасного Интернета в России. Было сказано, что за прошедший год усилиями заинтересованных организаций удалось придать теме широкую огласку и донести до общественности важность существующей проблемы и ее актуальность посредством социальной рекламы и различных конкурсов, проводимых среди школьников. Важным шагом стал запуск нескольких горячих линий, осуществляющих как оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, столкнувшимся с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом, так и консультирование родителей и педагогов по теме безопасного его использования молодыми людьми. В качестве ярких примеров были упомянуты запущенный в конце года проект “Дети онлайн” и горячая линия, функционирующая на базе фонда “Дружественный Рунет” с сентября 2008 года.

Любопытна статистика курируемой фондом “Дружественный Рунет” линии помощи. За прошедший год на нее поступило около 10 тысяч сообщений пользователей, по сигналам которых был удален не соответствующий нормам нравственности контент с более чем 3 тыс. ресурсов. Цифры достаточно скромные, но лишний раз подчеркивающие, что работа по формированию базиса безопасного Интернета пусть медленно, но ведется. Не менее интересным является также и тот факт, что по горячим линиям чаще всего обращаются взрослые, а не дети. “В этом нет ничего удивительного, – комментирует ведущий аналитик и координатор проектов по Интернет-безопасности РОЦИТ Урван Парфентьев. – Находясь в Сети, ребенок познает мир и первую очередь он пытается справиться с теми или иными проблемами самостоятельно, обращаясь за помощью сначала к друзьям, а уж затем только к родителям либо соответствующим центрам поддержки”. “Именно по этой причине и следует формировать культуру пользования Сетью у детей и взрослых, а также проводить просветительную работу во всех направлениях”, – резюмировал в своем выступлении господин Парфентьев.

Аналогичного мнения придерживается представители IT-бизнеса, также присутствовавшие на заседании экспертного совета. “Мы проводим большое количество образовательных кампаний, – подчеркнула в своем выступлении руководитель стратегических программ Microsoft в России Инесса Грикурова, – и стремимся, чтобы пользователи наших продуктов были осведомлены о таящихся в Сети опасностях. Кроме того, нами в сотрудничестве с коллегами из Центра анализа Интернет-ресурсов (ЦАИР) разработан специальный обучающий медиакурс для детей, родителей и преподавателей, который мы активно распространяем как через Интернет, так и через учительское сообщество”. “С нашей стороны в данном направлении тоже ведется огромная работа, – говорит Сергей Земков, управляющий директор “Лаборатории Касперского”. – В антивирусной компании уже более 5 лет существуют образовательные программы “Школа Касперского” и “Академия Касперского”. В рамках этих программ мы безвозмездно передаем школам, университетам и институтам обучающие материалы, которые преподаватели могут включать в свои курсы и доносить важную информацию до школьников и студентов, повышая тем самым уровень компьютерной грамотности у подрастающего поколения”.

Помимо всего прочего участниками круглого стола были рассмотрены существующие на рынке средства фильтрации нежелательного веб-контента и озвучены сложности, с которыми сталкиваются разработчики подобного рода инструментов. Собравшиеся согласились, что грамотнее всего блокировать контент на стороне интернет-провайдеров. С мнением экспертов согласились представители “Вымпелкома”, объявившие о скором запуске в рамках социальной программы “Билайн – безопасный Интернет” уникального для России продукта, обеспечивающего защиту от вирусов и нежелательного контента с помощью технологии фильтрации трафика в собственных сетях. “Мы надеемся, что наше решение станет отличным подспорьем родителям в обеспечении безопасности детей в Интернете”, – отметил Дмитрий Плесконос, исполнительный вице-президент компании “Вымпелком” по развитию бизнеса на массовом рынке. Какие-либо подробности о новом продукте господин Плесконос разглашать не стал, ограничившись упоминанием о том, что программа “Билайн – безопасный Интернет” сочетает не только технологический, но и информационный подходы. В качестве доказательства Дмитрий привел практические рекомендации для родителей, руководствуясь которыми взрослые могут предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в “мировой паутине”:

  • Не отправляйте детей в “свободное плавание” по Сети. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.
  • Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть:

  • Расскажите ему, что в Интернете как и в жизни встречаются и “хорошие”, и “плохие” люди. Объясните, что если он столкнется с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.
  • Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.
  • Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки SMS, – во избежание потери денег.
  • Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети:

  • Установите на компьютер программы родительского контроля (либо воспользуйтесь встроенными в Windows инструментами), а также антивирус.
  • Если ваш ребенок – учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время его пребывания в Интернете.
  • Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
  • Создавайте разные учетные записи на Вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить Ваши личные данные.
  • Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал подросток.

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:

  • Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.
  • Знакомьте всех членов семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.